|
|
|
КРАТКИЙ КОММЕНТАРИЙ НА ДАН. 11
10:1 В третий год Кира, царя Персидского, было откровение Даниилу, который назывался именем Валтасара; и истинно было это откровение и великой силы. Он понял это откровение и уразумел это видение.
2 В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней.
3 Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней.
4 А в двадцать четвертый день первого месяца был я на берегу большой реки Тигра,
5 и поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза.
6 Тело его - как топаз, лице его - как вид молнии; очи его - как горящие светильники, руки его и ноги его по виду - как блестящая медь, и глас речей его - как голос множества людей.
7 И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них и они убежали, чтобы скрыться.
8 И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости.
9 И услышал я глас слов его; и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле.
10 Но вот, коснулась меня рука и поставила меня на колени мои и на длани рук моих.
11 И сказал он мне: `Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне'. Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом.
12 Но он сказал мне: `не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим.
13 Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских.
14 А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням'.
15 Когда он говорил мне такие слова, я припал лицем моим к земле и онемел.
16 Но вот, некто, по виду похожий на сынов человеческих, коснулся уст моих, и я открыл уста мои, стал говорить и сказал стоящему передо мною: `господин мой! от этого видения внутренности мои повернулись во мне, и не стало во мне силы.
17 И как может говорить раб такого господина моего с таким господином моим? ибо во мне нет силы, и дыхание замерло во мне'.
18 Тогда снова прикоснулся ко мне тот человеческий облик и укрепил меня
19 и сказал: `не бойся, муж желаний! мир тебе; мужайся, мужайся!' И когда он говорил со мною, я укрепился и сказал: `говори, господин мой; ибо ты укрепил меня'.
20 И он сказал: `знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции.
21 Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего.
10:1-21. Это пророчество, как и многие другие, открывается сегодня тем же самым Ангелом, который и раскрыл тайну шестой язвы - Ангелом, облеченным в льняную одежду и опоясанным золотым поясом (Дан.10:5; ср. Отк.15:6). И в этом была одна из главных причин, почему все попытки как-то откомментировать эту главу до явления этого Ангела, до его действий, начавшихся с 1982 года (Отк.17:1,3; 21:9-10), постоянно заканчивались неудачей, и комментаторы вынуждены были относить ее пророчества с 14 стиха до конца главы к отдаленному будущему.
1 Итак я с первого года Дария Мидянина стал ему подпорою и подкреплением.
2 Теперь возвещу тебе истину: вот, еще три царя восстанут в Персии; потом четвертый превзойдет всех великим богатством, и когда усилится богатством своим, то поднимет всех против царства Греческого.
3 И восстанет царь могущественный, который будет владычествовать с великою властью, и будет действовать по своей воле.
4 Но когда он восстанет, царство его разрушится и разделится по четырем ветрам небесным, и не к его потомкам перейдет, и не с тою властью, с какою он владычествовал; ибо раздробится царство его и достанется другим, кроме этих.
5 И усилится южный царь и один из князей его пересилит его и будет владычествовать, и велико будет владычество его.
6 Но через несколько лет они сблизятся, и дочь южного царя придет к царю северному, чтобы установить правильные отношения между ними; но она не удержит силы в руках своих, не устоит и род ее, но преданы будут как она, так и сопровождавшие ее, и рожденный ею, и помогавшие ей в те времена.
7 Но восстанет отрасль от корня ее, придет к войску и войдет в укрепления царя северного, и будет действовать в них, и усилится.
8 Даже и богов их, истуканы их с драгоценными сосудами их, серебряными и золотыми, увезет в плен в Египет и на несколько лет будет стоять выше царя северного.
9 Хотя этот и сделает нашествие на царство южного царя, но возвратится в свою землю.
10 Потом вооружатся сыновья его и соберут многочисленное войско, и один из них быстро пойдет, наводнит и пройдет, и потом, возвращаясь, будет сражаться с ним до укреплений его.
11 И раздражится южный царь, и выступит, сразится с ним, с царем северным, и выставит большое войско, и предано будет войско в руки его.
12 И ободрится войско, и сердце царя вознесется; он низложит многие тысячи, но от этого не будет сильнее.
13 Ибо царь северный возвратится и выставит войско больше прежнего, и через несколько лет быстро придет с огромным войском и большим богатством.
1-13. Здесь описывается период со времени правления Дария I до времени войн Селевкидов с Птолемеями. Этот период хорошо освещен в комментариях практически всех конфессий, поэтому мы не будем останавливаться на нем. Отметим лишь, что боевые действия между потомками Селевка и Птолемея почти всегда проходили на территории Израиля.
14 В те времена многие восстанут против южного царя, и мятежные из сынов твоего народа поднимутся, чтобы исполнилось видение, и падут.
14. Период с 166 по 63 гг. до н.э., когда евреи-сторонники эллинизации Иудеи («мятежные из сынов народа твоего») «поднялись» при поддержке Антиоха Епифана, но в результате восстания Маккавеев «пали».
15 И придет царь северный, устроит вал и овладеет укрепленным городом, и не устоят мышцы юга, ни отборное войско его; недостанет силы противостоять.
16 И кто выйдет к нему, будет действовать по воле его, и никто не устоит перед ним; и на славной земле поставит стан свой, и она пострадает от руки его.
17 И вознамерится войти со всеми силами царства своего, и праведные с ним, и совершит это; и дочь жен отдаст ему, на погибель ее, но этот замысел не состоится, и ему не будет пользы из того.
18 Потом обратит лице свое к островам и овладеет многими; но некий вождь прекратит нанесенный им позор и даже свой позор обратит на него.
19 Затем он обратит лице свое на крепости своей земли; но споткнется, падет и не станет его.
15-19. Очевидно, что здесь роль «северного царя» уже играет не селевкидское государство, а языческий Рим, сокрушивший как Селевкидов, так и «отборное войско» Птолемеев, и захвативший Иудею в 63 г. до н.э. «Некий вождь» (ст.18) - это вне всякого сомнения наш Господь Иисус Христос (ср.Ис.53: 2; Флп.2:7), Который Своей смертью на кресте действительно «прекратил нанесенный им позор», а благодаря Своему славному воскресению, вознесению и воцарению «Свой позор» - крест - «обратил на него» (ср.Отк.12:7-11). В ст.19 речь снова идет о языческом Риме, завоевательный пыл которого стал выдыхаться и обратился на собственных подданных.
20 На место его восстанет некий, который пошлет сборщика податей, пройти по царству славы; но и он после немногих дней погибнет, и не от возмущения и не в сражении.
21 И восстанет на место его презренный, и не воздадут ему царских почестей, но он придет без шума и лестью овладеет царством.
22 И всепотопляющие полчища будут потоплены и сокрушены им, даже и сам вождь завета.
23 Ибо после того, как он вступит в союз с ним, он будет действовать обманом, и взойдет, и одержит верх с малым народом.
24 Он войдет в мирные и плодоносные страны, и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его; добычу, награбленное имущество и богатство будет расточать своим и на крепости будет иметь замыслы свои, но только до времени.
20-24. После неудавшейся попытки силой поставить Церковь - «царство славы» - под свой контроль (ст.20), сатана стал действовать внутри самой Церкви посредством «презренного» (ст.21, ср. 2Фес.2:7). На этот раз его попытка оказалась удачной - «всепотопляющие полчища» Первоапостольской Церкви были «потоплены» и «сокрушены» им, т.е. Церковь была наконец-то отвращена от Домостроительства Божия - от «вождя завета» Иисуса Христа - посредством «тайны беззакония» (ст.22).
Внешне как будто ничего не изменилось - Церковь II-III вв. продолжала создавать новые общины, попутно «совершенствуя» свои организационные структуры, добавляя к ним новые и новые отделы и должности. Вот только идеологией ее было уже не одно Евангелие Христа. К ней прибавились также и многочисленные учения и труды пап и епископов - «отцов Церкви» - учивших тому, что «един Бог, един и посредник между Богом и человеками», который есть епископ общины. Этой лживой идеологией и был одержан верх «в малом народе» (а не «с малым народом», как в Синодальном) (ст.23). Искаженное таким образом Евангелие, утвердившись в Церкви и распространяясь ею в народах, стало производить в ее членах не плод Духа, а дела плоти (ст.24).
25 Потом возбудит силы свои и дух свой с многочисленным войском против царя южного, и южный царь выступит на войну с великим и еще более сильным войском, но не устоит, потому что будет против него коварство.
26 Даже участники трапезы его погубят его, и войско его разольется, и падет много убитых.
27 У обоих царей сих на сердце будет коварство, и за одним столом будут говорить ложь, но успеха не будет, потому что конец еще отложен до времени.
25-27. Здесь в общих чертах описана борьба за власть в Римском государстве между папской Церковью («северный царь») и римскими языческими цезарями («южный царь»). Эта борьба, длившаяся с переменным успехом с 100 по 313 годы впоследствии церковными историками была названа «языческими гонениями на Церковь».
28 И отправится он в землю свою с великим богатством и враждебным намерением против святого завета, и он исполнит его, и возвратится в свою землю.
28. Миланский эдикт Константина от 313 года и его результат – возвышение папства.
29 В назначенное время опять пойдет он на юг; но последний поход не такой будет, как прежний,
30 ибо в одно время с ним придут корабли Киттимские; и он упадет духом, и возвратится, и озлобится на святый завет, и исполнит свое намерение, и опять войдет в соглашение с отступниками от святаго завета.
31 И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную, и поставит мерзость запустения.
29-31. Папство не было до конца удовлетворено условиями Миланского эдикта, поскольку, согласно ему, реальная власть в государственном управлении по-прежнему принадлежала императору. А император рассматривал папство лишь как еще одно средство для укрепления своей власти и единства империи. Именно поэтому на соборе в Тире (335 г.) он принял сторону большинства в церковной организации - Ариан («кораблей Киттимских», ср. Ис.33:23). Православно-католическое папство, потерпев поражение в борьбе за власть, ушло в подполье (ст.29-30a,b). Но, благодаря поддержке разного рода «отступников от святого завета», вскоре вновь стало подниматься по головам поверженных Ариан к вершинам власти, чтобы осуществить свои злые планы относительно «святого завета» (ст.30c). И к 508 году оно сумело «осквернить святилище могущества и прекратить ежедневную и поставить мерзость запустения» - окончательно покончило с римским язычеством, прекратив его открытое существование путем императорских указов. (ст.31). Период с 313 по 508 год.
32 Поступающих нечестиво против завета он привлечет к себе лестью; но люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать.
33 И разумные из народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа;
34 и во время страдания своего будут иметь некоторую помощь, и многие присоединятся к ним, но притворно.
32-34. Период Средневековья или 1290 дней (Дан.12:11) - с 508 по 1798 годы. Все его стадии описаны здесь последовательно, хотя и кратко. Вначале - раннее Средневековье с его массовыми крещениями в Католичество племен и целых народов. Это имело как положительные, так и отрицательные стороны (ст.32а). Затем появление и деятельность альбигойцев-катаров, вальденцев, гуситов и др., а также преследования их всех папством (ст.32b). Наконец, Реформация 16 века с «ошибкой» или «претыканием» ее лидеров: подтверждение права светской власти огнем, пленом и грабежом принуждать людей верить так, как говорят реформаторы. Дело в том, что еврейский глагол « кашаль», употребленный в выражении «будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа» переводится не как «страдать», а как «спотыкаться, падать, слабеть, ошибаться, вводить себя в заблуждение». Так «преткнулись» Лютер, Кальвин, Цвингли и другие реформаторы (ст.33 – более точный перевод: «преткнутся в мече и огне, в плене и в грабеже»). Во время этой самой «ошибки» (снова здесь стоит «кашаль») и благодаря ей все они имели «некоторую помощь» со стороны властей; но именно эта «ошибка» и привела к тому, что «многие» присоединились к ним «притворно» (ст.34).
В этот мрачный период Бог называет «блаженным» каждого, кто «ожидал» не земного, а небесного царства (Дан.12:12).
35 Пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; ибо есть еще время до срока.
35. Здесь опять, как и в 33-34 стихах, в подлиннике стоит «кашаль». А сам стих более точно переводится так: «и некоторые из разумных ошибутся в определении сроков конца; но это для испытания их, и очищения и для убеления к последнему времени». Период с 1798 по 1844 год. Окончание «1335 дней» (Дан.12:12) и начало нового «блаженства» (Отк.14:13).
36 И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо, что предопределено, то исполнится.
36. «Царь тот» - это «царь северный», роль которого после падения папства (1798 г.) и великого разочарования (1844 г.) подхватили материализм, или атеистический коммунизм. После своего поражения во Франции он стал воздействовать на людей исключительно силой мысли, выраженной в трудах Дэвида Штрауса, Фердинанда Хр. Баура, Фейербаха, Б. Бауэра, К. Маркса и Ф. Энгельса. В этом материализму хорошо помог гос.протестантизм - без его отрицания библейского учения о Законе Божием и состоянии умерших вряд ли бы миллионы людей разочаровались в религии (Отк.13:11-14).
37 И о богах отцов своих он не помыслит, и ни желания жен, ни даже божества никакого не уважит; ибо возвеличит себя выше всех.
37. Это, по сути параллельное место к 2Фес.2:3-4. Раньше считалось, что «отступление» и «человек греха, сын погибели» суть одно и то же. Теперь же становится ясно, что отступление - это период 1260 лет, период папского отступничества; а «человек греха, сын погибели» - это возникший в среде гос.протестантизма атеистический коммунизм, совершенное отрицание любого бога, кроме человека.
38 Но богу крепостей на месте его будет он воздавать честь, и этого бога, которого не знали отцы его, он будет чествовать золотом и серебром, и дорогими камнями, и разными драгоценностями,
38. «Бог крепостей» - это прикладная наука, работавшая на создание вооружений, на которую материализм возлагал все свои надежды в деле захвата всего мира.
39 и устроит твердую крепость с чужим богом: которые признают его, тем увеличит почести и даст власть над многими, и землю раздаст в награду.
39. «Твердая крепость» - это СССР, построенный на обломках Российской империи после того, как атеистический коммунизм в 1917 году захватил там власть (Отк.13:15; 16:4-7). «Те, которые признают его» - люди и страны, поддерживавшие СССР, а также страны, избравшие «социалистический путь развития».
40 Под конец же времени сразится с ним царь южный, и царь северный устремится как буря на него с колесницами, всадниками и многочисленными кораблями, и нападет на области, наводнит их, и пройдет через них.
41 И войдет он в прекраснейшую из земель, и многие области пострадают и спасутся от руки его только Едом, Моав и большая часть сынов Аммоновых.
42 И прострет руку свою на разные страны; не спасется и земля Египетская.
40-42. «Царь южный» - это «зверь» и «лжепророк» шестой язвы (Отк.16:13). После Второй Мировой войны между ними и СССР действительно шло острое соперничество, выражавшееся, однако, лишь в форме «претыкания» (а не «страдании» - снова «кашаль») многих регионов земного шара в марксистско-ленинскую идеологию и в форме локальных конфликтов. В которых «царь южный», как правило, терпел поражение.
43 И завладеет он сокровищами золота и серебра и разными драгоценностями Египта; Ливийцы и Ефиопляне последуют за ним.
43. Конечно, СССР не завладел финансовыми и экономическими ресурсами США и Ватикана. Но он весьма сильно влиял на то, как они распоряжались этими ресурсами. Из страха перед соперником США тратили огромные средства на поддержание сильной армии, ВМФ и ВВС, а «святой престол» - на контрпропаганду и реформирование своих структур. «Ливийцы и эфиопляне» - по аналогии с древностью, соседи современного «Египта», т.е. Латинская Америка и исламский мир.
44 Но слухи с востока и севера встревожат его, и выйдет он в величайшей ярости, чтобы истреблять и губить многих,
45 и раскинет он царские шатры свои между морем и горою преславного святилища; но придет к своему концу, и никто не поможет ему.
1 И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге.
2 И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление.
3 И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда.
4 А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение'.
5 Тогда я, Даниил, посмотрел, и вот, стоят двое других, один на этом берегу реки, другой на том берегу реки.
6 И один сказал мужу в льняной одежде, который стоял над водами реки: `когда будет конец этих чудных происшествий?'
7 И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времен и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, все это совершится.
8 Я слышал это, но не понял, и потому сказал: `господин мой! что же после этого будет?'
9 И отвечал он: `иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени.
10 Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют.
11 Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней.
12 Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней.
13 А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней'.
11:44-45. «Слухи с востока» - надвигающаяся евангелизация (см. и ср. Отк.16:12). «Слухи с севера» - угроза с Запада, как с военной, так и с экономической стороны (ср. Иер.50:3). Эти слухи побудили «царя северного» «выйти в величайшей ярости», то есть, устроить такую перестройку, чтобы и в дальнейшем он мог бы «истреблять и губить многих» своим учением материализма (Отк.16:3). Но, под давлением зверя и лжепророка, он объявил в своих владениях гласность и свободу совести, надеясь лавированием между религией и атеизмом сохранить материалистическую державу - СССР (стих 45а). Однако это не спасло его - в августе 1991 года он «пришел к своему концу, и никто» из его старых и новых союзников «не помог ему». Период с 1982 по 1991 гг.
Так исполнились слова пророчества: «к концу времени, времен и полувремени (1260 лет папского владычества, 538-1798 гг.) и по совершенном низложении силы народа святого (с 1798 г. по сей день) все сие совершится» (Дан.12:7). Сегодня мы живем во время исполнения Дан.12:1-3. Более подробно эти три стиха изложены в Отк.17-22.
|
|
|
|
|
Краткий комментарий на Дан.11
|
|
|